КИО

 

Сейчас этих фокусников развелось видимо-невидимо, различных Кио среди них больше сотни наберется, а уж Эмилей — так хоть пруд ими пруди. Но согласитесь — тот Эмиль Кио, о котором я хочу рассказать, был всего один.

Отец Эмиля был вертолетчиком, мать — его супругой.

Когда мальчонке не было еще и трех месяцев, его папа стал домогаться его мамы, в результате чего через год Эмилю уже было три месяца. Я думаю, не надо объяснять, откуда у сына вертолетчика взялось такое имя.

Эмиль с детства был подвижным, ходить научился очень рано, в полтора года, а спустя два месяца (жила его семья в степи) в другом хуторе научился останавливаться. Из-за своего неусидчивого и суетного характера он однажды свалился в глубокий колодец. Когда его вытащили, встревоженная мать спросила, правда ли, что из колодца даже днем видны звезды?

— Да, — ответил Эмиль; и одна из увиденных им звезд впоследствии оказалась им самим — звездой фокуса во лбу отечественного цирка.

В юности жизнь казалась Эмилю бесцельным времяпровождением и он хотел заняться чем-то более серьезным. Его самой заметной мечтой стала статуя Свободы. “Вот бы ее на время куда-то переставить”, — думал он.

Иностранные фокусники, т.н. копперфилды, уже вовсю промышляли подобным ремеслом, завоевывая любовь и признание зрителей; у бесчисленных религиозных пророков паства требовала фокуса — фокуса исцеления, фокуса воскрешения и, увидев фокус, превозносила пророка до небес. Поэтому Эмиль твердо решил учиться науке иллюзии.

Карточным фокусам, а конкретнее — иметь пять тузов в колоде — научил его один доцент. Он же, кстати, научил его играть в “города”.

Свой псевдоним, Кио, Эмиль взял из лозунга “Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны”, в котором перегорела часть лампочек и остались лишь буквы "К", "И" и "О". Впоследствии Кио сделал так, чтобы в этом лозунге были исправными только те лампочки, из которых невозможно было составить псевдоним, как то Фак, Кмм, Ьюс, Карцев и т.п.

Свои первые фокусы Эмиль Кио готовил в цирковом подвале, находящемся, кстати, непосредственно под ареной. Сверху, сквозь открывающееся отверстие, то и дело падал отработанный материал — исчезающие будто бы предметы, животные, люди, разрезанные куски тел — результаты неудавшихся трюков. Именно на них Кио и отрабатывал свои знаменитые репризы.

У цирковых зрителей пользовались популярностью многие его номера. Например, вот этот. На арену выносится совершенно пустая коробка. Кио просит ассистентов при помощи троса поднять ее на высоту десяти метров. И вдруг там наверху дно коробки раскрывается, и из нее начинают сыпаться женщины.

Зрители в восторге: надо же, ведь они сами видели, что минуту назад в ящике никого не было... Это был очень дорогой фокус: нужно было приготовить три сотни пар зрителей — обыкновенных и восторженных и, незаметно дергая за веревочку, менять их местами...

Или вот этот. На манеж просят выйти кого-нибудь из зрителей и крепко взять за руку симпатичную ассистентку.

Вдвоем их запирают в просторном шкафу вроде бы на пять минут, но уже через 30 секунд дверцы резко и внезапно распахиваются... Зритель от стыда не знает куда и деться — ведь в партере его жена, дети...

А еще поклонникам очень нравились фокусы, когда девушка в клетке превращалась во льва. А вот, заметьте, никогда так не было, чтобы девушка превращалась, например, в коня. А все ведь потому, что конь — тупое до невозможности животное, ему ведь абсолютно ничего не втолкуешь, и даже Кио здесь был бессилен.

Милиционеры, присутствующие на представлении, часто вмешивались (тревога, у человека отрезают голову!) в ход фокуса. Поэтому Кио перед началом выступления всегда собирал милиционеров за кулисами и подробно, как мог, объяснял, что голова никуда не девается, что это обман зрения и т.д. Из-за этого представление порой задерживалось на 3-4 часа.

Но вот номер “Исчезающая руководительница фирмы “Властилина” популярностью не пользовался. Руководительницу тут же просили вернуть и попрактиковаться на ней хотя бы в протыкании шпагой. О, протыкание — это была “коронка” Эмиля Кио. Патологоанатомы после его смерти насчитали более трехсот сквозных ран на теле фокусника. Правда, сам Кио не любил, когда его называли телефокусником. Все свои “чудеса” он делал без помощи телевидения, но привлекая новейшие достижения физики. Открытие кварков, черных дыр, квазаров, пульсации солнца знаменитый фокусник тут же брал на вооружение.

Окромя физических эффектов, секрет многих фокусов Кио с исчезновением и появлением людей состоял в том, что он в своих номерах активно использовал двойников, в том числе двойников Гитлера (артист Шишкин) и Сталина (артист Саакян).

Кстати, об Акопяне. Кио всегда недоумевал, как это Арутюн Акопян, у которого были феноменально ловкие руки, умудрился завести себе сына Амаяка...

Свой творческий путь Кио начинал с номера “Вытаскивание из цилиндра волос Пушкина”, в 70-е годы возник его знаменитый железнодорожный фокус “Мой вагон пустой”, в 80-е все его фокусы были про перестройку и ускорение, в 90-е — в основном про экологию и Жириновского (“Разрезание Жириновского”, “Сжигание Жириновского”, “Жириновский в присутствии двух тысяч зрителей молчит” и т.п.). Под старость силы у Кио были уже не те, из его ящичка все чаще появлялись драные кошки, женщины второй свежести, увядшие бумажные цветы, да и его Жириновский становился все более вялым.

Но все же пиком его творчества стал номер “Сбывшаяся мечта детства”. Тысячи слушателей зарубежных радиоголосов в один прекрасный день обнаружили, что “Свобода” исчезла из Мюнхена, но уже спустя некоторое время она возникла вновь, но уже в Праге. За столь грандиозный трюк Эмиль Кио получил шестой дан в магической квалификации и заимел право носить золотой пояс с потайными кармашками.

Его последователи, Игорь Ласть и Дэвид Плюс, попытались повторить этот номер на более низком уровне; вспомните растворенные в воздухе статуи Ленина, Дзержинского, Калинина в наших городах, исчезновение экспресса Москва-Малоярославец отправлением в 13:34, но все это слишком просто и не идет ни в какое сравнение с тем, что творил великий Кио.

Итак, друзья мои, большой цирк, пила и спички ждут вас! Вот представьте: на столе стоит аквариум, в котором мирно плещутся две женщины. А дальше?.. А что дальше — вам подскажет ваша смелая фантазия. Дерзайте!

© Andrew Kozak, 1995
kozakandrej.narod.ru
a_kozak@yahoo.com


Hosted by uCoz