ИСТОРИЯ АВИАЦИИ. Глава вторая: ВЧКАЛОВ
Раньше, когда считалось, что Земля гроша ломаного не больше, многие смельчаки совершали кругосветные путешествия. Но потом, в эпоху гео-графических открытий, когда наши знания о Земле возросли, это стало удаваться немногим.
Не удался кругосветный перелет и Валерию Вчкалову. Но не это принесло ему всемирную славу.
Вчкалов родился в городе на Оке и на Волге. А может, полагают биографы, это были два разные секретные города, между которыми он летал на самолете…
В детстве отец отнимал у него игрушечные самолетики. Что интересно, Валера сажал на них ребят со своего двора и пускал их с волжских круч.
Кто бы мог подумать, что из одного из уцелевших оболтусов вырастет парень, который на глазах у всего мира будет биться головой о небо нашей Родины.
Однажды в молодости Валерий пролетел под мостом. Больше этот подвиг не удалось повторить никому - мост восстановлению не подлежал.
Первый крупный полет Валерий совершил на остров в Охотском море. Правительство посылало Вчкалова узнать - Сахалин все еще русская зем-ля?..
Там же и тогда же наши войска сбили в небе американский самолет "Летающая крепость". Конструктор Туполев приказал повторить в ангаре этот самолет до малейших мелочей. Пришлось даже загримировать пилота под мертвого американца.
Этим пилотом, как вы уже догадались, и стал Валерий.
Этот случай ему пригодился, когда понадобилось кого-то послать в Америку за запчастями. Выбор пал на Вчкалова, который был похож на американца (хотя и мертвого), и его появление в Америке не вызовет по-дозрений.
В составе экипажа Вчкалов - Бабуков - Бубаков он и совершил полет в США. Перед полетом военным летчикам предложили собрать кое-какие разведданные, как-то: узнать, где находится сердце Америки, кто является совестью американской нации и еще кто там у них вице-президент по сельскому хозяйству.
Самолет АНТ-25 был оборудован по последнему слову техники, сказан-ному ей еще в 17-м году. Дело в том, что еще в далеком 17-м году Ленин распорядился о создании нового самолета РД - рекорд давности, наследни-ком которого и стал АНТ.
Съестных припасов взяли 3 тонны - на случай, если придется кормить голодный американский пролетариат.
Для астрономической ориентировки имелся секстант и точнейший русско-эскимосский разговорник для узнавания дороги у местных жителей.
В полете летчикам порой приходилось ориентироваться только по об-лакам, благо, все облака над Северным океаном Валерию были знакомы, а одно даже на Сталина похоже.
Однажды, пролетая над полюсом, у него отказал пистолет. Валерию с трудом удалось заставить ребят лететь с неисправным прибором дальше.
Официальной целью полета Вчкалов называл протягивание руки дружбы американцам. Но американцам, как оказалось, он протягивал лишь свою руку.
Вчкалов достойно выполнил задание партии. На вопрос американского корреспондента, сколько у него денег, Вчклов честно сказал: 150 миллио-нов. Но не добавил, что после денежной реформы двадцатых годов они превратилось в 15 копеек.
Не обошлось и без курьезов. В Лос-Анджелесе какая-то женщина при-знала в Валерии своего сына (тут он недобрым словом вспомнил Сахалин) и принялась кормить его грудью. Валерий потом не раз еще прилетал в Аме-рику.
Перед отлетом на Родину к Вчкалову подошел некто Капоне и попросил передать советским рабочим несколько упаковок порошка для "улета", на что Валерий гордо сказал, что советские люди в дополнительных приспо-соблениях для полетов не нуждаются.
Уже в Москве советские люди, заподозрив в Вчкалове американского агента, пытались противодействовать проникновению Вчкалова в Кремль, устроив на Мясницкой улице бумажные пикеты.
Но Вчкалов простил их.
Даже став знаменитым, Валерий Павлович продолжал оставаться для всех просто Валерой. Когда одна бабуля назвала его Валерием Павловичем, он принялся избивать ее сапогами, приговаривая: Я Валера!
Что интересно, несмотря на царивший тогда разгул репрессий, много народу не село. Например, так однажды поступил Валерий.
Вот приблизительно такой была его жизнь.
© Andrew Kozak, 2000
kozakandrej.narod.ru