ГРОМКИЙ ДОН. НАШУМЕВШАЯ ПРЕМЬЕРА
«Первый»
канал начал показ сериала «Тихий дон», снятого по одноименному роману Шолохова.
Труден и долог был путь этого сериала к зрителю. Задуманный еще в советское
время как 22-серийный фильм (напомним, что в рекордсмене тех времен, сериале
«Четыре танкиста и собака» была 21 серия), он в перестройку ужался до десяти, а
потом и до семи серий. Но и их могло не быть.
А
началось все с того, что на Пятом съезде кинематографистов коллеги ополчились
на Сергей Бондарчука за идею экранизировать роман Шолохова. Главным аргументом
оппонентов был такой: зачем нужен новый «Тихий Дон», если живы еще те, кто
снимал предыдущий? Вот подождем немного, тогда и дадим денег… Бондарчук ждать
не захотел.
Деньги
нашлись у итальянских продюсеров. Но они потребовали, чтобы фильм стал
англоязычным, а главные роли играли иностранные актеры. Сергей Федорович
задумался: кто именно? Чарли Чаплин и Бастер Китон отпадали сразу – они уже
умерли, Богдан Ступка и Донатас Банионис тоже не подходили – они на тот момент еще
были еще своими. Бросили жребий – он выпал на малоизвестных в то время актеров Руперта
Эверетта и Дельфин Форест.
Конечно,
английская речь для казаков – вещь не самая естественная. Над Доном
подозрительно долго не расходится туман, утреннее кукареканье петуха больше
напоминает бой Биг-Бена, казачки все как одна холодные, а Григорий Мелехов
убивает и белых и красных своей чопорностью.
Режиссеру
пришлось обучать иностранных актеров самым элементарным вещам – чистить таранку,
есть руками кислые щи, добывать огонь. Эверетт долго не мог понять, почему Аксинья
за водой ходит на реку, и отказывался пить эту воду.
-
Это чтобы коня напувать! – терпеливо объяснял режиссер.
Еще
он не мог понять, почему тогда Аксинья возвращается с реки с пустыми ведрами.
-
Так нет же коня – муж-казак на сборы уехал, а вот привычка у Аксиньи осталась,
- ой, беда с этими непонятливыми иностранцами.
Кстати,
«Тихий Дон» - это последний мировой блокбастер, снятый без привлечения
компьютерных эффектов. Например, снять черное солнце помогла личная дружба
Сергея Бондарчука с начальником ЦУПа, который дал приказ космонавтам во время
съемок занавесить солнце черным шелком.
Помогало
съемкам и то, что быт станицы за 70 лет Советской власти ничуть не изменился (для
тех, кто не в курсе – действие романа разворачивается в пред- и постреволюционное
время в неэлектрифицированной деревне). И, несмотря на то, что в то время,
когда шли съемки, Ельцин уже вовсю выступал с настоящего танка, здесь, в Вешенской,
все передвижения осуществлялись на лошадях и телегах.
Руперт
Эверетт вспоминает: За время съемок я так вжился в роль, что крестьяне в
станицах принимали меня за своего, и даже били за то, будто я опорочил их
Наталью. Да не я это! Не я, - отвечал я. Крестьяне не верили. Вот тогда-то мне
и пришлось стать и стал геем.
Да,
между делом выяснилось, что Гришку играет икона британского гей-движения – Руперт
Эверетт. Стало ясно, почему загорались его глаза, когда мимо камеры пробегал
Керенский, кутаясь в женское платьице.
Но
Бондарчук не так расстроился, узнав, что Эверетт – гей, как он расстроился,
когда узнал, что продюсер – педераст! За долги продюсерской компании 160 тысяч метров
пленки были арестованы и надолго положены на полку.
Прошло
13 лет. В стране произошли изменения – отменили празднование 7 ноября – дня
революции, зато стали праздновать 4 ноября – день изгнания поляков. Вспомнив,
что Мелехов в романе Шолохова умело рубит шашкой поляков, руководство страны решило
реанимировать забытый проект, который вполне можно показывать зрителям к
славной дате 4 ноября.
Быстро
нашлись средства на покупку пленки. За то время, пока она лежала на полке,
фильм стал еще лучше.
Монтаж
и озвучание фильма были доверены сыну режиссера Федору Бондарчуку. Федор с
увлечением взялся за дело. Самой сложной для него задачей было уложить все 160 километров
в законченную историю, да еще и найти в ней место для десяти метров пленки,
неиспользованной самим Федором во время съемок «9-й роты».
Монтаж
усложнялся еще и тем, что, похоже, Бондарчук-старший параллельно снимал эпос
«Чингисхан», и обе ленты оказались в общей куче. Поэтому порой в батальных
сценах воины оказываются вооруженными луками, хотя Федор и старался заменять их
калашами.
Фильм
снимался в 1989-м году. И, конечно же, Федор углядел в сценах выхода Аксиньи из
воды аллюзии с выводом советских войск из Афганистана. Он углубил и расширил
эту сюжетную линию. Более того, Федор Бондарчук поначалу хотел в живых оставить
только одного героя, но, подумав, отказался в пользу той концовки, которую
предложил Шолохов.
Рассказывает
Федор Бондарчук: При монтаже картины я пытался руководствоваться заметками и
дневниковыми записями отца. Только вот почему-то в его дневниках не оказалось
ни строчки о съемках «Тихого Дона». Наверно, мне достались его довоенные дневники...
Но зато при монтаже любовных сцен мне эти заметки пригодились.
Отец
почему-то не сделал кадров, в которых Мелехов переплывает Дон, а с обрыва его
обстреливают из пулемета. Пришлось доснять.
И
еще несколько незначительных сцен были досняты Бондарчуком-младшим, например,
появление в кадре бравых парней (их играют Степан Михалков, Филипп Янковский и
сам Федор).
Разоткровенничавшись,
Федор признался, что ему пару раз хотелось поотрывать отцу руки – ну, почему
одна и та же голова валилась с плеч совершенно разных по характеру персонажей?
Почему его родную сестру Алену выдают замуж за гея? Почему отец спокойно
наблюдает за тем, как бьют его супругу, маму Федора?
Кстати,
критики иронично заметили, что «Дон» с трудом вместил всех Бондарчуков.
Актеров,
говоривших на английском, пришлось переозвучить на русский. Так, Абрахам
говорит голосом Гармаша, Эверетт – голосом Суханова, массовка говорит голосом
Галкина, а всех донских котов озвучил Олег Табаков!
За
кадром от имени автора говорит Никита Михалков. Вкрадчивый голос, комментируя
батальные сцены, как бы сожалеет, что здесь, на поле брани, нет сейчас комдива
Котова. Он бы эту шайку-лейку разогнал одним ударом…
А
уже совсем скоро новая премьера «Первого» - фильм «Утомленные солнцем – 2». Вот
тогда мы и узнаем, удалось ли Никите Михалкову реализовать свои угрозы.
|