ПЯТНИЦА
В пятницу у меня
короткий рабочий день, поэтому только в этот день недели, в перерыве между
работой и дачей, я могу встретиться со столь интересным человеком, как Иван Магарыч
Ивановян. Еще вчера я дал ему телеграмму с сообщением, что зайду к нему, причем
дал ему лично, во время нашей короткой встречи на пересечении Филевской и
Кольцевой линий метро.
И вот я подымаюсь по деревянной лестнице в стояке по
адресу: улица Кролиководов, номер дома закрашен. Хозяин встречает меня с
цветами на углу своей лестничной площадки.
Иван Магарыч — стоящий на пороге детства старик в синих
казацких шароварах и в желтой, в горошке, рубашке. Окаймляют фигуру деда
зеленый армейский галстук и носки цвета галстука. “Галстук требует стирки” —
думаю я, а Иван Магарыч открывает передо мной дверь, и я прохожу в квартиру.
Квартира коммунальная, из-за дверей комнат доносятся голоса соседей: “...
говорила я тебе: не ешь лежа! А ты опять завалился жрать!..” “...Коля, я тебе
не мешаю спать? — Нет, знаешь, помогаешь...”
Наконец мы протискиваемся в комнату Магарыча. Сквозь
плотно зашторенное окно еле пробивается солнечный свет, повсюду валяется много
бумаги в виде газет, вырезок и колбасы, на стене висит картина “Проводы покойника
в армию”, в углу стоит внук, рядом находится шкаф, в котором сквозь приоткрытую
дверь я замечаю прогулочный водолазный скафандр.
Старик усаживает меня за столик у окна.
— Я сейчас быстро заварю на кухне чайник, — говорит он, —
а чтобы вы не скучали, сочините пока какой-нибудь кроссворд или рассказ, —
подкладывает мне ручку, а сам идет с паяльником на кухню.
Наконец чайник на столе, и Иван Магарыч раскрывает передо
мной свой семейный альбом. Он совершенно пуст.
— Посетители вырывают страницы, — объясняет старик. — А
разве за всеми уследишь?.. Но ничего, я все фотографии прекрасно помню и сейчас
вам их опишу. Вот здесь: я ехал на электричке в Коломну и предложил всем
вагоном сфотографироваться на платформе в Воскресенске. Видите: все 240 человек
поместились на фотографии. Я, знаете ли, люблю знакомиться в электричках с
людьми, а потом со всеми обязательно веду активную переписку...
Магарыч перевернул воображаемую страницу и продолжил:
— А вот на этой странице у меня находятся фотографии на
паспорт: это — я в Пицунде снимался, загорелый такой, это — в Питере, это,
видите, я — в Париже. Как раз за ширмой было окошко с видом на Эйфелеву башню.
А вот эта фотография — самая для меня ценная. Здесь я сфотографирован на паспорт
на Камчатке. Представляете, извергается вулкан Авачинская Сопка, пламя на
километр высотой, а я прошу друзей растянуть простыню и щелкнуть меня шесть на
девять...
Да, по этим фотографиям можно проследить, как менялась моя
рубашка, ведь на первых снимках на ней еще этого горошка не было... А подарила
ее мне моя старшая тетя.
Монолог переливается в другое русло. Иван Магарыч
захлопывает альбом и предается воспоминаниям:
— Когда в детстве я увидел фильм “Огни большого города”,
то очень распереживался, заперся в темной комнате, рыдал там и бился в
истерике, понимая, что у меня никогда не получится так сильно полюбить. Весь
зрительный зал успокаивал меня и просил, чтобы я перестал плакать, вышел из будки
и пустил туда киномеханика...
Мы с Магарычем делаем по глотку слюны, и старик вспоминает
дальше:
— Когда пришла война, мне не было еще и шестнадцати. В
своем городе, оккупированном немцами, я связался с подпольщиками, стал выполнять
их задания — разносил подписчикам листовки, минировал немецких солдат. А
однажды, возвращаясь с задания, я увидел... демонов. Пареньком я был шустрым,
поэтому своим карманным ножичком моментально всех и перерезал.
Когда рассвело, оказалось, что за демонов я принял
немецкие телеграфные кабеля. Благодаря такому стечению обстоятельств я сорвал
планы немецкого командования: генерал Лебедьс не смог выйти на связь с любовницей
и сидел весь вечер хмурый.
В своем отряде мы с товарищами соревновались, кто больше
убьет немцев. После войны, на строительстве химкомбината под Берлином, я вдруг
с чего-то вспомнил эту игру. Ох, и досталось мне за это от парторга!..
В пятидесятых я поступил в юридический институт на
отделение честного слова. На одной из лекций мне вдруг показалось, что парень,
сидящий в последнем ряду, — стяжатель. Я подошел к нему и сильно его избил. Но
позже оказалось, что зря — он оказался совсем не стяжателем, а даже наоборот —
был редактором батальонной стенгазеты, кавалером орденоносицы.
Иван Магарыч замечает, что я начинаю рассматривать вяленых
рыбок, которые висят за ним на проволоке, откидывается на спинку минтая и продолжает:
— Люди считают, что я стал директором завода только
потому, что моим тестем был Молотов. Ничего подобного, всего в жизни я добился
только за счет своих деловых качеств.
Молотов просто позвонил министру легкой промышленности и
сказал: “Знаю, у тебя есть вакансия директора автозавода. У меня тут на примете
есть один студент...” “А как на счет его деловых качеств?” — спросил министр.
“Можешь не беспокоиться, с этим все в порядке”. Вот так я стал директором. И
проработал на этом посту-ту-ту...
Разбуженный зуммером телефона я просыпаюсь, протираю глаза
и замечаю, что дед уснул. Я начинаю тянуться рукой к паркеровской ручке с золотым
пером, которая торчит из кармана его рубашки. Но вот соседка, весь вечер
наблюдающая из своей комнаты через окошко под потолком за происходящим, поднимает
жуткий вой:
— Ну что за человек?! Каждую пятницу приходит ведь к
бедному деду, чтобы украсть эту никчемную ручку! А ты что молчишь? — это она к
мужу. — Скажи хоть что-нибудь.
— Эй ты, зверь, — орет тот, — еще раз к деду придешь, с
лестницы спущу...
— Да
пошли вы все... козлы... — огрызаюсь я и выскакиваю через дверь.
Ничего, может быть, в следующую пятницу получится
завладеть ручечкой-то...
© Andrew Kozak, 1995 |
|