ВАЯТЕЛЬ
Москва до меня не сразу строилась
(А.А. Горидзе)
Наш сегодняшний гость - московский скульптор, художник и архитектор Авас Акакиевич Горидзе.
- Авас Акакиевич, Вы, наверное, как и все скульпторы, свою творческую деятельность начинали с Ленинианы.
- Да. Я еще жил тогда в Грузии. Особенно хорошо у меня удавалась кепка Ленина, каракулевая такая - над каждой ворсинкой работал. Мастерство ваяния кепок служит мне и сейчас, когда я делаю скульптуры других выдающихся людей.
- Понимаю, о ком это Вы. Говорят, что и своих сказочных медведей Вы лепите с Лужкова...
- Лужков настолько многогранен, что всех моих медведей не хватит, чтобы полностью описать его сущность.
- В Московском зоопарке Вы выстроили нечто громадное, что можно выразить как "смешались в кучу кони, люди..."
- Верно, первоначально, я планировал отдать скульптуру бородинскому полю, но у них не нашлось места для нее. А тут как раз московский зоопарк расширялся, вот и удалось ее туда пристроить. Добавил зверюшек только. По-моему, получилось натурально.
- По-моему, нет.
- Это потому, что мои фигуры - грациозны и идеальны, а настоящие животные несовершенны. Я хочу и по клеткам расселить свои скульптуры.
- Тогда, может, и посетителей Вам заодно и вылепить?
- А что, идея. Совершенство - в неподвижности. Так и мусора меньше будет, и животных моих никто всякой дрянью кормить не будет.
- Для детей Вы, вроде, еще один сюрприз готовите - городок аттракционов, наш российский Диснейленд.
- Чепуха. Зачем нам гоняться за американцами? Я собираюсь построить детский городок скульптур. Там будут 8000 медведей, 140 цапель, 600 белочек, 400 зайцев, 200 волков, 33 стрекозы и даже две туберкулезные палочки - всё для того, чтобы дети нормально отдыхали.
- Бог с ним, с ширпотребом. Давайте об отдельных экземплярах поговорим. Правда ли, что у Петра Первого Вашей работы голова Колумба?
- Вы что, смеетесь? Колумб был мужественным волевым мужчиной.
- Но ведь они у Вас очень похожи. И не только лицом, но и позой, жестами.
- Это просто серия такая. У меня еще Гомер, Рузвельт и Николай Островский из этой серии готовятся.
- Петр Ваш такой огромный...
- Это только уменьшенный эскиз из моей мастерской. Москвичи должны привыкнуть, подготовиться, чтобы не умереть от восторга. А потом я построю Петра в ту величину, какая планировалась.
- А почему он такой страшный и ужасный?
- Я специально такой ракурс выбирал. Долго ходил, прицеливался, высматривал, и, наконец, поймал.
- Кого?
- Воришку. Хотел у меня натурщика увести, на троих соображать ему, видите ли, было не с кем. Натурщик сбежал, а грабителя я успел задержать. Делать было нечего - пришлось лепить Петра с него. Он уж вырывался, кусался, сопротивлялся, но я его не выпустил, пока не доделал скульптуру.
- Мопассан любил посещать ресторан на Эйфелевой башне, потому что это было единственное место, с которого не видна Эйфелева башня. Почему бы Вам было не сделать в глазу Петра ресторанчик. Он был бы очень популярным местом.
- Оно и без этого оживленное и популярное - митинги некогда каждый день были, словно у партийного идола.
Вот вы говорили о Ленине. Я так Вам скажу: конечно, ставить памятники Ленину, штамповки по сути, в каждом городе - это глупость. Мы решили в каждом городе на смену ему поставить оригинальные памятники Петру Великому. А где не получится сделать оригинальный, мы готовы предоставить целую серию своих. Конвейер уже запущен.
- Почему Вы выставляете за свои работы такие огромные счета?
- А Вы знаете, сколько с нас дерут рабочие? Один только мальчик для размешивания красок получает 10000$ (наградил же бог племянничком!). Вот так и складывается цена. А почему Вы не спрашиваете, где я беру металл для своих скульптур?
- Меня больше интересует, куда Вы его деваете. На памятник Чижику-Пыжику Вам было выделено 10 тысяч тонн меди и 600 тонн бронзы... А вот для барельефа Храма Христа-Спасителя вы использовали пластмассу вместо мрамора.
- Верно. Мрамор быстро чернеет, а моя пластмасса будет белой еще много лет.
- Но ведь для своей дачи Вы использовали именно этот мрамор.
- Это еще раз подтверждает, что о людях я забочусь больше, чем о себе.
- Купола на Храме не блестят. Золото Вы куда деваете?
Авас улыбнулся, обнажив два ряда золотых зубов.
- Вам бы, журналистам, всё криминал какой-то найти. А не было никакого золота. Дали несколько килограмм, мы сумели только позолотить ручки.
- Ручки?
- Ручки на дверях.
- Что-то я не обнаружила там золота.
- Да люди хватаются, стерлось всё.
- Действительно, у Храма многолюдно. А почему в подземном Манеже, который Вы также проектировали, так пустынно и всё так дорого?
- А нечего там людям делать. Это же безумно дорогой памятник искусства. А то еще посетители поцарапают, то есть, как это по-русски? а, выцарапают глаза продавцам.
- В Грузии ничего не хотите построить?
- Грузия и так бедная и несчастная страна.
- Ваш памятник российско-грузинской дружбы, это же, простите за грубость, какой-то фаллический символ.
- Да вам, журналистам, что хочешь сделай, что шар, что колонну, что арку, во всем будете эротические символы видеть. Мой памятник - это такой символ российско-грузинской дружбы.
- А спиртовозы, застрявшие на грузинской границе...
- Это свидетельство этой дружбы.
- Много у Вас врагов?
- Много. Если бы каждому я делал скульптуру, то справился бы с работой за неделю, потому что я быстро работаю.
- Вы являетесь официальным оформителем столицы.
- Да, не без гордости сообщу, что в дни юбилея Москвы столицу было не узнать. Некоторые поезда даже мимо проезжали без остановки - Москву не узнавали...
- А что еще планируете в этой области?
- Мечтаю превратить МКАД в пешеходную зону, а вдоль нее поставить все свои скульптуры (если поместятся). Только так люди сумеют получить полное впечатление о моем творчестве. У меня, кстати, имеются эскизы памятников всем в мире.
- Да, все под памятниками будем...
- Кстати, пока мы с вами беседовали, я высек вашу скульптуру. Ну как, нравится? Недорого.
- Что-то я здесь на Хакамаду похож...
- Ну вот, а Хакамада отвергла скульптуру, сказала, что не похожа.
- От скульптуры я, пожалуй, откажусь. И последний вопрос, который я Вам, как грузину не могу не задать: как вы относитесь к Церетели?
- К какому? Давиду Церетели из Руставского "Металлурга" или этому, Зазе из "Гурии"?
- К Вахтангу из "Локомотива" Самтредиа.
- Прекрасно отношусь. Перспективный игрок с отличным будущим.
- Спасибо. Именно это я и хотел от Вас узнать.
(c) Andrew Kozak, 1998